Компьютерный журнал для новичков и профессионалов

Рассуждение тему компьютер друг или враг. Компьютер: он друг или враг нашим детям? Откладываете ли вы важные дела ради компьютера

Анисимов Лев

Ученик провел исследование влияние компьтера на физическое и психическое состояние ребёнка и взрослого. Он обратил внимание детей на наиболее распространеннные заболевания связанные с компьютером. Подобрал комплекс упражнений для зарядки после работы на компьютере.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Краевая научно-практическая конференция школьников «Эврика».

Россия

Краснодарский край

Научно-исследовательская работа

«Компьютер друг или враг?»

Секция: биология.

Анисимов Лев Эдуардович

Учащийся 4«г» класса, МОБУ СОШ №1

Краснодарский край, г. КОРЕНОВСК,

ул. Астраханская,3

Научный руководитель:

учитель начальных классов

МОБУ СОШ №1, г. Кореновска

Фоменко Ирина Владимировна

г. Кореновск

2011

«Компьютер друг или враг?»

Анисимов Лев

МОБУ СОШ №1, 4 «г» класс

Глава 1. Влияние компьютера на здоровье человека……………………………………...2

1.1.Нарушение зрения..………………………………………………………………… 4.

1.2 Заболевания, связанные с мышцами и суставами…………………………………….5

1.3 Стресс, бессонница, нервные расстройства…………………………………………...6

1.4 Заболевания органов дыхания………………………………………………………...7

Глава 2 . Меры предосторожности и профилактика заболеваний при работе с компьютером…………………………………………………………………………………..8

Заключение……………………………………………………………………………………10

Список литературы ……..……………………………………………………………………11

Приложения…………………………………………………………………………… 12

Приложение I……………………………………………………………………...…...12

Приложение II ……………………………………………………………………...… 13

«Компьютер друг или враг?»

Анисимов Лев

Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск

МОБУ СОШ №1, 4 «г» класс

1. Влияние компьютера на здоровье человека:

Длительная работа за компьютером.… По сути дела только длительная работа за компьютером может оказать существенное влияние на здоровье человека. В наше время использование компьютеров во всех сферах жизни становится все шире и потому все больше людей вынуждены проводить целые дни у мониторов компьютеров.

Рассмотрим основные аспекты длительной работы за компьютером:

1. Работающий за компьютером человек длительное время должен сохранять относительно неподвижное положение, что негативно сказывается на позвоночнике и циркуляции крови во всем организме (застой крови). Особенно сильно застой крови выражен на уровне органов малого таза и конечностей. При длительных нарушениях циркуляции крови нарушается питание тканей и повреждаются стенки сосудов, что в свою очередь приводит к их необратимому расширению.

2. Чтение информации с монитора вызывает перенапряжение глаз. Возникает это главным образом потому, что во время чтения с монитора расстояние от текста до глаз постоянно остается одним и тем же, из-за этого мышцы глаз находятся в постоянном напряжении. Со временем это может привести к нарушению зрения.
3. Длительная работа на клавиатуре приводит к перенапряжению суставов кисти и мышц предплечья.

4. Работа за компьютером предполагает переработку большого массива информации и постоянную концентрацию внимания, поэтому при длительной работе за компьютером нередко развивается умственная усталость и нарушение внимания .

5. Все чаще появляются сообщения о возникновении компьютерной зависимости. Действительно, длительная работа за компьютером, работа в Интернете и компьютерные игры могут вызвать подобные психические расстройства.

6. Работа за компьютером нередко поглощает все внимание работающего человека и потому, такие люди часто пренебрегают нормальным питанием и работают впроголодь весь день. Неправильное питание приводит не только к нарушениям работы органов пищеварительного тракта, но и к возникновению минеральной и витаминной недостаточности. Известно, что не недостаток витаминов и минералов негативно сказывается на процессе обмена веществ в организме, что приводит к снижению интеллектуальных способностей человека. Снижение эффективности работы, что в свою очередь вызывает необходимость находиться еще больше времени за компьютером. Таким образом, образуется своеобразный «порочный круг», в котором длительная работа за компьютером является пусковым моментом, определяющим все последующие нарушения. Гиподинамия, стресс, вредные привычки и неправильное питание являются основными причинами сердечнососудистых заболеваний и диабета . Таким образом, человек длительное время работающий за компьютером подвергается реальному риску сердечнососудистых заболеваний, различных заболеваний глаз, двигательного аппарата, органов желудочно-кишечного тракта, психических расстройств.

1.1 Нарушения зрения.
Как уже упоминалось выше, длительная работа за компьютером оказывает негативное воздействие на глаза и зрение. В последнее время появилось несколько новых терминов определяющих заболевания глаз, вызванные долгой работой за компьютером.

Дисплейная болезнь (астенопия: от греч. Asten-усталость + ops-зрение), характеризуется нарушением аккомодации глаз из-за длительного перенапряжения ресничного тела. При хроническом перенапряжении ресничного тела оно теряет способность сокращаться а, следовательно, теряется способность глаз к аккомодации (восприятие объектов на различных расстояниях).

Синдром сухого глаза – собирательное название заболевания вызванного нарушением увлажнения передней поверхности глаза (роговицы) слезной жидкостью. В норме человек осуществляет более 20 моргательных движений в секунду. В результате этого передняя поверхность глаза постоянно увлажняется и очищается слезной жидкостью. Во время работы за компьютером частота моргания уменьшается, по меньшей мере, в три раза. При этом поверхность роговицы «высыхает». Синдром сухого глаза развивается спустя некоторое время работы за компьютером и проявляется жжением в глазах, покраснением конъюнктивы, появлением сосудистой сетки на боковых поверхностях глаз. Также длительная работа за компьютером может увеличить риск таких глазных заболеваний как миопия (близорукость), дальнозоркость, глаукома .

Именно из-за однообразной работы с объектами, расположенными близко, и страдает наше зрение. Оно просто забывает, как это - смотреть вдаль, искать взглядом, а соответствующие мышцы глаза атрофируются. Не стоит думать, что только компьютер так негативно влияет на здоровье человека и ребенка. Любая работа, связанная с напряжением зрения на близко расположенных объектах, связана с рисками снижения остроты зрения.
1.2 Заболевания, связанные с мышцами и суставами.
Длительная работа за компьютером может стать причиной серьезных нервно-мышечных расстройств. Особенно чувствительными участками тела являются пальцы, кисти рук и предплечья. Руки выполняют основную часть механической работы при работе за компьютером, при этом важна не амплитуда физической нагрузки (она, как правило, довольно низкая), а время работы. Как известно подушечки пальцев являются наиболее чувствительными участками человеческого тела. На этом уровне сконцентрировано большое количество чувствительных нервных окончаний (благодаря этому пальцы выполняют функцию осязания). При длительной работе за компьютером (на клавиатуре) нервные окончания пальцев подвергаются постоянному раздражению. Со временем это приводит к истощению нервных путей осуществляющих связь пальцев с корой головного мозга. В результате возникают нарушения координации движений пальцев и судороги кисти и предплечья. Английские исследователи назвали это заболевание RSI (repetitive strain injury), что переводится как хроническое заболевание кистей рук.

Заболевания опорно-двигательного аппарата
Часто длительная работа за компьютером может стать причиной нарушений осанки или искривления позвоночника. Наиболее подвержены этому заболеванию дети, у которых искривление позвоночника проходит по типу сколиоза, то есть искривления позвоночного столба в сторону (латерально) .Основной причиной развития заболеваний позвоночного столба является неправильная позиция на рабочем месте. Как правило, работающий человек приспосабливается и через некоторое время перестает чувствовать то, что сидит неправильно, при этом болезнь продолжает прогрессировать.

При работе на компьютере человек длительное время находится без движения. Но, если в обычном трудовом процессе работник отвлекается от монитора, встает, двигается, то ребенок, играющий на компьютере, проводит несколько часов, а то и весь день без движения. Такой режим использования компьютера наносит непоправимый вред здоровью человека, а здоровью ребенка, школьника - тем более.
Позвоночник и кости взрослого мужчины уже выработали определенное нормальное состояние - осанку, тогда как организм ребенка еще достаточно гибок и только начинает вырабатывать осанку.
Отсутствие движения приводит к атрофированию мышц спины, брюшной полости, грудной клетки и шеи, что влечет за собой нарушение осанки, искривление грудной клетки, горбатость, а также различные заболевания позвоночника (грыжи, смещение дисков).
Помимо этого, отсутствие движения при работе на компьютере влечет за собой ухудшение здоровья - плохое кровообращение и ожирение сердца. Как результат - инсульты, инфаркты и одышка.

1.3 Стресс, бессонница, нервные расстройства.

Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека,… Что это может означать для простого человека? Все что угодно! От испорченного зрения до варикозного расширения вен на ногах. Честно говоря, все это Вы можете «заработать» и без компьютера, просто ведя несбалансированный образ жизни. Компьютер является лишь еще одним звеном в той же цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание и т.д.

Если взрослые люди более или менее осознанно делают свой выбор, то дети зачастую становятся заложниками образа жизни своих родителей. К сожалению, помимо подстерегающей их компьютеромании существует ряд других побочных эффектов от долгого общения с компьютером. Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Многие изменения можно не заметить сразу, «невооруженным глазом» (их сможет определить только опытный педагог или психолог). Например, это может отражаться на их эмоциональном плане, может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение - дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей . У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность. Компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.

1.4 Заболевания органов дыхания.

Заболевания органов дыхания, развивающиеся из-за долговременной работы с компьютером, имеют в основном аллергический характер. Это связанно с тем, что во время долгой работы компьютера корпус монитора и платы в системном блоке нагреваются и выделяют в воздух вредные вещества, особенно если компьютер новый. Помимо выделения вредных веществ, компьютер создаёт вокруг себя электростатическое поле, которое притягивает пыль и соответственно она оседает у вас в лёгких, в то же время работающий компьютер демонизирует окружающую среду, и уменьшает влажность воздуха. Каждый из этих факторов пагубно влияет как на лёгкие, так и на весь организм в целом.

«Компьютер друг или враг?»

Анисимов Лев

Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск

МОБУ СОШ №1, 4 «г» класс

2.Меры предосторожности и профилактика заболеваний при работе с компьютером.

В наш компьютерный век, большинство аксессуаров к компьютеру (коврик для мыши например) воспринимаются как второстепенная безделушка. Это относится и к защитному экрану. Большое внимание уделяется процессору, винчестеру, памяти, а защитный монитор либо покупается на оставшиеся деньги, чтобы прибавить крутизны монитору, либо вообще не покупается. Есть две наиболее распространенные точки зрения на защитные экраны: 1) они не нужны, потому что монитор безвреден;

2) они необходимы, потому что излучения монитора очень вредны для здоровья. Было проведено очень много исследований, в том числе и в нашей стране.

Так, в эксперименте с крысами линии Вистар ученые изучали патогенное воздействие излучений ПК на потомство облученных животных. Это потомство проявляло крайне низкую жизнеспособность. Около половины крысят, рожденных особями, облученными ПК задолго до беременности, погибали впервые дни после появления на свет. Но если во время облучения использовалось защитное устройство, то потомство рождалось нормальным.

Все это убедительно свидетельствует, что нейтрализатор оказывает весьма ощутимый защитный эффект от вредного воздействия излучения ПК . Эти данные, безусловно, имеют непосредственное отношение к человеку, ибо показывают, что наиболее уязвимыми при облучении компьютером являются обновляющиеся (делящиеся) клетки.

Все вышесказанное говорит о том, что от компьютера надо отказаться для сохранения здоровья и зрения, но куда же без него сегодня? Но как тогда жить и выживать, работать в современном обществе? Уже практически на каждом, даже не на престижном месте работы, требуется знание и умение работать на компьютере. Так что же все-таки сделать, чтобы сохранить свое здоровье как можно дольше?

Для сохранения здоровья и зрения необходимо чередовать работу с отдыхом, во время отдыха надо смотреть вдаль или просто посидеть с закрытыми глазами. Время перерыва в работе на компьютере лучше проводить в тихом месте без посторонних людей. Ежедневно делать физические упражнения для поддержания мышц и сердечнососудистой системы в тонусе. Расстояние от глаз до монитора должно быть не менее 50 сантиметров. То есть, для сохранения здоровья при работе на компьютере человеку, а тем более ребенку и школьнику, просто необходимо соблюдать определенный режим.

«Компьютер друг или враг?»

Анисимов Лев

Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск

МОБУ СОШ №1, 4 «г» класс

Заключение.

Мы живем в информационном веке. Из-за увеличивающегося объема информации увеличивается мощность компьютера, а его вредность при этом не уменьшается, а только увеличивается. Внутреннее “железо” компьютера нагревается сильнее, выделяя в воздух множество вредных веществ, и для его охлаждения требуется сильные куллеры, которые громко шумят.

Еще большую опасность представляют компьютерные игры. Вообще все видеоигры вызывают зависимость, но компьютерные игры обладают наибольшей притягательной силой. Особо пугает зависимость от онлайновых игр, которые заполонили планету. Это такая же ужасная зависимость, что и наркотики, но игроков больше.

Каждый год выпускается большое количество компьютеров. Поэтому в скором времени компьютер будет в каждом доме и проблема опасности компьютера станет актуальной для всего мира.

Каждый человек имеет право выбора: отказаться или нет от компьютера. Я считаю, что нельзя полностью отказаться от использования компьютера. Но очень важно строго соблюдать все правила и технику безопасности. И лишь тогда враг превратится в друга.

Анисимов Лев

Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск

МОБУ СОШ №1, 4 «г» класс

Литература.

1. Т.Богатова, И.Лапрун « Компьютер и здоровье – это совместимо?»

2. О.Тимофеев «Компьютер на здоровье: как сохранить при работе с ПК. Взгляд врача»

3. М.Ильицкая «Друг мой – враг мой» / - Москва: Издательство ЕШКО, 2009 г.

4. А.Закиров, А.Костенко « Новые технологии и здоровье»

5. Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. // Народное образование. – 2009 , № 2. – С.145-151.

6. Фотографии из личного архива

7.Сайты:

  1. http://www.belpromwest.com/u1/galery/catalog/pic 126/60c7c18020b3697554e8a13a1f3fc1e.png
  2. http://allday.ru/uploads/posts/2008-9/1221377457 15231.jpg
  3. http://attachments-blog.tut.by/24049/files/2009/ 10/komy_nyzhen_komp_2.jpg

«Влияние компьютера на организм человека».

Анисимов Лев

Краснодарский край, Кореновский район, г. Кореновск

МОБУ СОШ №1, 4 «г» класс

Приложение III. Упражнения для глаз и мышц тела.

Упражнение 1

  1. Сидя за компьютером, примите максимально удобную позу
  1. Расслабьтесь
  2. Не спеша, выпрямите спину
  1. Закройте глаза
  2. Выполните легкие наклоны туловищем: вправо, влево

Упражнение 2

  1. Посмотрите вдаль 2-3 с
  2. Переведите взгляд на кончик носа, замрите на 2-3 с
  1. Повторить 6-8 раз

Упражнение 3

  1. Встаньте
  2. Поднимите руки вверх
  3. Напрягите все мышцы тела
  4. Задержите дыхание на 7-8 с
  5. С поворотом тела «уроните» руки и расслабьте все тело на 7-8 с
  1. Повторите 3-5 раз

Некоторые родители категорически отвергают «компьютерную» форму препровождения свободного времени ребенка, а другие не запрещают сидеть за компьютером, но постоянно испытывают внутреннюю тревогу: ребенок допоздна сидит за монитором, мало общается со сверстниками, редко бывает на улице. Так ли это на самом деле? Рассмотрим основные предубеждения, связанные с компьютером.

Первое - постоянное пребывание в «виртуале» вредит развитию ребенка, в том числе интеллектуальному и эмоциональному. Да, с одной стороны, ребенок теряет интерес к самостоятельному мышлению, чтению, ручному труду, он становится пассивным потребителем информации, говорят, «рабом Интернета», но с другой - некоторые дети используют Интернет и в качестве библиотеки. Ведь совсем не обязательно ехать в библиотеку, когда, не выходя из дома, можно получить доступ к не меньшему источнику информации, а подчас и более точному и быстрому.

Предубеждение второе - компьютер не дает ребенку полноценного общения со сверстниками, а некоторым и полностью его заменяет. Не совсем так.

Основная проблема заключается в каждом конкретном ребенке. Некоторым детям, испытывающим сложности в общении со сверстниками в реальном мире, компьютер дает возможность найти в виртуальном мире собеседника и даже друга. И снова мы сталкиваемся с положительной и отрицательной стороной вопроса.

Острым вопросом в любых рассуждениях о пользе компьютера являются компьютерные игры. Что они несут? Пользу или вред? Попробуем рассмотреть этот вопрос поподробнее. Положительные качества игр, как компьютерных, так и простых (например, настольных и дворовых), приблизительно одинаковы. Игры учат ребенка следовать какому-то набору правил, добиваться результатов, и дух соперничества заставляет его улучшать свои навыки. У игрока (все равно -компьютерного или дворового) постепенно формируются такие качества, как воля к победе, терпение, настойчивость в достижении цели. В компьютерных играх ребенок, переходя от простых игр к сложным, будет вынужден больше думать, и в итоге интеллектуальный уровень повысится.

    Первое: нельзя забывать об обязательных перерывах в занятиях на компыотере (каждый час не менее 15 мин), гимнастике для глаз. Нужно постоянно контролировать зрение у врача-окулиста и при первых признаках его ухудшения резко снизить время занятий на компьютере.

    Второе: необходимо проконсультироваться со специалистом перед покупкой компьютера и выяснить характеристики экрана монитора (наименее вредным считается жидкокристаллический монитор).

    Третье: обязательно следите за тем, чтобы ребенок контролировал свою позу во время занятий на компьютере, чтобы у него не возникло нарушений осанки.

Необходимо следить за физическим самочувствием ребенка, состоянием его нервной системы, и если его общее состояние не совсем в норме, то лучше подождать с работой на компьютере до повышения жизненнго тонуса во избежание перегрузок организма.

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  1. Введение.
  2. Цель и задачи проекта.
  3. Поиск информации.
  4. Механизм реализации проекта.
  5. Защита проекта.
  6. Рефлексия.
  7. Нормативно-правовое обеспечение.
  8. Литература.
  9. Приложения.

Введение

Компьютер прочно вошёл в жизнь современных людей.Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.

Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, поскольку информационные технологии проникли во все сферы жизни человека, но она несет с собой новые проблемы. Среди множества проблем применения компьютера мы выделили одну – влияние компьютера на здоровье человека. Наиболее значительное воздействие со стороны компьютера испытывают учащиеся, так как изучение предмета информатики начинается со 2 класса. И нам, учителям, часто приходится слышать от родителей такие вопросы:

А не опасен ли компьютер моему ребенку?

Сколько времени можно проводить за ним?

Не мешает ли он нормальному развитию детей?

Споры относительно пользы и вреда от компьютера ведутся часто, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями, родители – с учителями, и так далее. И ответа все равно нет.

Компьютер - это хорошо. Мы в этом совершенно убеждены. Очень полезный инструмент, весьма облегчающий нашу жизнь. И отказываться от него по непонятным причинам нам не кажется разумным.

Думаем, что компьютерная грамотность нашим детям столь же необходима, как и знание букв и цифр, а умение запустить программу полезнее, чем навык самостоятельного обращения с пультом телевизора.

Не надо бояться зависимости ребёнка от компьютера. Не надо всё списывать на “невинную железку” и пытаться лишить ребенка того, в чём взрослый себя ограничить не в силах. Надо показать, что в жизни, помимо него, есть множество других, не менее интересных вещей.

С другой стороны, постоянно приходится не давать перекладывать на себя ответственность, уклоняясь от вопросов типа: "Как правильно?" и "Куда дальше?". Как и любая совместная с ребенком деятельность, игра на компьютере развивает. Главное - чтобы компьютер был не способом уничтожения времени, а инструментом в решении каких-то задач - получения новых знаний, развития навыков, иллюстрацией к обсуждению.

О здоровье ребенка родители обязаны подумать задолго до того, как школьник приступил к занятиям с использованием компьютера, а педагог должен быть достаточно компетентным и уметь предупредить любое отклонение в состоянии здоровья учащегося.

Еще нас заинтересовал вопрос о влиянии компьютера, которое напрямую связано с нашей психикой. И если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, "мыши" или монитора, то на психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи - игры и Интернет. Это то что "затягивает", то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие больше не представляют своей жизни - это маниакальная зависимость от Интернета или от игр. Если угодно, интернетомания, игромания.

Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска Интернет - зависимых людей:

  • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
  • невозможность остановиться;
  • увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
  • пренебрежение семьей и друзьями;
  • ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
  • проблемы с учебой.

Таким образом, компьютер может стать другом или заклятым врагом, может помочь в беде, а может добавить кучу проблем, может помочь найти единомышленников, а может привести к одиночеству.

Поэтому и возникла идея создания проекта, который может решить эту проблему.

Предмет исследования: компьютер в жизни ребёнка.

Цель проекта: выявить влияние компьютера на здоровье ребенка.

Задачи исследования:

1. Обсудить с ребятами как, работая на компьютере не только сохранить, но и укрепить своё здоровье.

2. Познакомить с приёмами и упражнениями, восстанавливающими организм после работы с компьютером.

3. Научить правилам техники безопасности при работе с компьютером

4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Задачи определяют принципы проекта:

  • принцип сознательности,
  • принцип активности,
  • принцип наглядности,
  • принцип доступности,
  • принцип связи теории с практикой,
  • принцип “ Не навреди!”

Ожидаемый результат.

  • Ребята научатся правилам и приёмам здоровьесбережения, выработается сознательное отношение участников образовательного процесса (учитель-ученик-родитель) к здоровью.
  • Разовьется способность детей делать правильный выбор для себя.
  • Реализуются творческие и исследовательские способности учащихся.

Прогнозирование возможных негативных моделей поведения учащихся.

  • Непонимание негативного влияния компьютера на здоровье.
  • Нежелание выполнять правила помогающие восстанавливать организм. после работы на компьютере.

Прогнозирование компенсации возможных негативных процессов.

  • Эмоциональный настрой учащихся.
  • Доверительное общение.
  • Привлечение большего количества детей в мероприятия.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы и приёмы:

  • анализ, обобщение;
  • анкетирование учащихся;
  • блиц – опрос для родителей;
  • интервью с учителями информатиками;
  • встреча со школьным фельдшером;
  • беседы на классных часах;
  • психотренинг.
  • Необходимые условия реализации проекта.

    • Интерес детей и родителей (плакат “Ребенок и компьютер”).
    • Материальное обеспечение проекта (цветная бумага, краски, ватман, клей, фотографии, бумага для офисной техники А4, диски, спонсорская поддержка родителей).
    • Взаимодействие с учителями, психологом, фельдшером школы.

    Практическая значимость данной работы заключается в разработке и создании памяток и закладок по здоровьесбережению, которые можно использовать на уроках, а так же разучивание и применение на практике различных упражнений, которые помогут не только сохранять, но и укреплять здоровье школьника.

    Поиск информации.

    Проект охватывает учащихся 1-6 классов. Авторы проекта, под руководством учителей, рассмотрели ряд вопросов по здоровьесбережению. Провели “круглый стол” с представителями учащихся, учителей, родителей, где выбрали тему, над которой будем работать: “ Компьютер- враг или друг?”. Дети сами представили важные аргументы относительно этой проблемы. Вместе с ребятами, мы определили цель нашего проекта: выявить влияние компьютера на здоровье ребенка.

    Проект готовился с октября по январь, что позволило наиболее глубоко изучить проблему.

    Свою проектно-исследовательскую работу мы начали с анкетирования учащихся 1-6 классов нашей школы. Нами было опрошено 206 учащихся.

    В нашей школе 2 компьютерных класса и 6 мультимедийных кабинетов, в которых проводятся уроки и внеклассные мероприятия, мастер- классы по изобразительному искусству, а так же ребята при подготовке к урокам используют компьютер, Интернет. В классах было проведено тестирование “Компьютер - за и против”, анкетирование “Умею ли я работать с компьютером”, для родителей провели блиц – опрос “ Компьютер в жизни вашего ребёнка”. Тем самым мы убедились, что, во-первых, материал заинтересовал ребят, во-вторых, он понятен и доступен ученикам.

    Следующим этапом нашего исследования стало изучение истории происхождения компьютера. Учащиеся познакомились с материалами из газет, журналов. Нашли необходимую информацию в энциклопедиях, посетив библиотеки. Компетентную информацию о роли компьютера в современном обществе получили от учителей информатики, родителей. Директор школы познакомил ребят с компьютерным обеспечением нашей школы. О влиянии компьютера на физическое и психическое здоровье дети узнали не только из средств массовой информации, но и из практических занятий с фельдшером и психологом школы. Многие ответы на вопросы по данной проблеме ребята нашли в Интернете.

    Для работы над проектом ребята составили план:

    № этапа Название этапа Вид деятельности учащихся Исполнители
    1 Поиск информации Работа с источниками в библиотеке, в Интернет Группа 1
    2 Обработка информации Выбор нужных материалов.

    Подбор различных упражнений

    Группа 1
    3 Исследование Соцопрос, наблюдения Группа 2
    4 Обработка исследования Создание таблиц, диаграмм Группа 2
    5 Оформление работ Создание презентаций, плаката, памяток, проведение бесед, мероприятий, оформление фотовыставки Группа 3
    6 Защита Защита проекта Группа 6

    Участники проекта разбились на группы, распределили обязанности. Каждая поставила перед собой определённую цель:

    а) определить источники информации, собирать и проанализировать информацию;

    б) определить способы представления результатов;

    1 группа посетила детскую и взрослую библиотеки, вышла на сайты в Интернете. Ребята взяли энциклопедии, познавательные статьи из журналов, изучили и подготовили сообщения об истории происхождения компьютера, с использованием слайд-презентации.

    Встретилась с учителями информатики, директором школы. Учащиеся взяли у них интервью, из которых узнали о возможностях компьютеров, о том, какую роль играют они в жизни человека. Провели опрос учителей школы.

    2 группа разработала анкеты (под руководством учителей), провела опросы, затем проанализировала их, сделала вывод. Ребята подготовили с помощью учителей диаграммы и выступили перед ребятами, которые участвовали в опросах. Провели конкурс на лучшее сочинение “Мой друг компьютер”, выставку плакатов “Не навреди!”, на лучший лозунг.

    3 группа обратилась за консультацией к школьному фельдшеру, совместно подготовили материал для беседы о строении глаз, о строении позвоночника, из разных источников информации выбрали упражнения для снятия напряжения с глаз, для укрепления осанки. Совместно с родителями нашли на DVD дисках фильм "Загадки человеческого тела" – "Глаз человека", "Загадки человеческого тела" – "Скелет человека". Фельдшер провела беседы для учащихся 1-6 классов, а учащиеся 4 “ Б” класса показали фрагменты из фильмов, совместно с учителями подготовили и провели классный час “ Дороже алмаза свои два глаза”.

    4 группа обратилась за помощью к психологу школы, так как в анкетах явно просматривалось мнение ребят о том, что общение с компьютером у них чаще, чем общение с друзьями. Поэтому совместно с психологом подобрали упражнения психотренинга для расслабления перед общением друг с другом, повышения самооценки и разучили с ребятами 1-6 классов.

    5 группа занялась обобщением и выявлением, на их взгляд, важных правил при работе за компьютером, затем оформила для всех ребят закладки для книг, на которых написали памятки “Береги глаза”, “Упражнения за компьютером”.

    6 группа под руководством учителей подготовила мини – сценки о вреде и пользе компьютера. Ребята готовили костюмы, распределяли роли, подбирали музыкальное сопровождение.

    7 группа посетила место работы родителей ивыяснила, какое место в их жизни и деятельности занимает компьютер. Ребята 4 классов оформили фотовыставку: “Незаменимый помощник”.

    Защита проекта.

    Презентация прошла в форме топ-шоу “ Компьютер – друг или враг”.

    • “Из истории компьютера” сообщения со слайд-презентацией.
    • Мини- сценка о вреде и пользе компьютера “ Теремок”.
    • "Дискуссионные качели".
    • Разучивание комплекса упражнений, помогающего, при работе с компьютером.
    • Подведение итогов конкурсов сочинений и плакатов.
    • Представление фотовыставки.
    • После представления участники проекта подарили учащимся закладки- памятки.

    Рефлексия.

    После презентации в беседе с ребятами подвели итоги. Была проведена рефлексия деятельности, где ученики оценили своё поэтапное продвижение к желаемому результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своего поведения в дальнейшем. Детям были предложены вопросы:

    • Понравилось ли вам работать в группе?
    • Какие роли вы выполняли в процессе работы?
    • Чему научились друг от друга?
    • Какую часть выполнили самостоятельно?
    • Какой вид работы принес положительные эмоции?
    • Какие умения приобрели, работая по проекту?
    • Если бы заново начать работу, то что бы вы изменили?

    Участники проекта были рады констатировать, что все задуманное получилось . Ребята высказали удовлетворенность результатами проделанной работы. Они считают, что подняли очень актуальную проблему. Никто из учеников не остался в стороне.

    Авторы проекта не только участвовали в тех же мероприятиях, что и их одноклассники, но и ещё глубже изучали историю, работали с литературой в библиотеке, анализировали, обобщали, проводили анкетирование, брали интервью.

    В ходе работы им необходимо было сотрудничать друг с другом, оказывать помощь, распределять обязанности, самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выбирать лучшее решение.

    Для нас важно видеть своих учеников заинтересованными как учебным предметом, так и исследовательской деятельностью. Важно, что ребята сами восприняли этот проект как серьёзную и нужную работу. Такая работа стимулирует творчество учащихся, рождает потребность в самореализации, помогает накапливать жизненный опыт.

    Опрос учителей школы показал, что компьютер:

    • облегчил подготовку к урокам – 90 %
    • ребята лучше усваивают материал – 89 %
    • используют компьютер в работе – 97 %
    • каждый день работают на компьютере - 57 %
    • работа на компьютере сказывается на здоровье – 98 %

    Педагоги высказали свое мнение по поводу проекта.

    • Хорошо, что затронута актуальная проблема о влиянии компьютера на здоровье.
    • Важно, что ребята не только нашли нужный материал, сами разучили упражнения по сохранению и укреплению здоровья, но и применяют на практике.
    • Приятно и то, что они поделились опытом с другими учащимися и учителями.

    Учащиеся 4 “Б” класса встретились с директором школы Правдиной Л.В. В ходе беседы, были рассмотрены следующие вопросы:

    • Сколько компьютерных классов в школе?
    • Сколько мультимедийных проекторов?
    • Как компьютеризация повлияла на учебный процесс?
    • Как вы считаете, компьютер – друг или враг?

    Людмила Викторовна рассказала ребятам, что в школе создано 3 компьютерных класса, работают 6 мультимедийных кабинетов, используется интерактивная доска Star Board.

    Благодаря компьютеризации, расширились информационные возможности: учителя смогли более разнообразить уроки, ребята лучше усваивают новый материал, самостоятельно готовятся к урокам. Используя Интернет, они могут найти ответы на любые вопросы.

    Людмила Викторовна высказала свое мнение что компьютер – это друг. Без него в современном мире, при огромном потоке информации невозможно обойтись. Она напомнила детям о том, что вредно засиживаться за компьютером долго. Нужно заботиться о своем здоровье, поэтому проект считает своевременным, нужным. Важно чтобы работа над ним была продолжена.

    Родителей тоже заинтересовал проект. Они активно участвовали: давали интервью, помогали детям искать информацию. Опрос показал, что родители удовлетворены результатами проекта, считают, что он поможет сохранить здоровье детей. Также они с удовольствием будут использовать при работе на компьютере памятки, которые разработали их дети. В ходе опроса после проекта выяснилось, что ребята и дома, играя на компьютере, применяют разученные гимнастики .

    • Нужно ли выполнять здоровьесберегающие упражнения при работе за компьютером – 100 %.
    • Применяет ли ваш ребенок упражнения, гимнастики с которыми познакомился – 65 %.
    • Как вы считаете, помогут ли знания, полученные в ходе реализации проекта, вашему ребенку – 88 %.

    В процессе работы стало ясно, что мы не ошиблись, и такой проект был необходим для учащихся нашей школы.

    Мы сделали следующие выводы:

    Компьютер – наш друг, он помогает нам:

    • находить материал при подготовке к урокам;
    • общаться по Интернету;
    • играть;
    • рисовать;
    • создавать слайд-презентации.

    Но, нужно, чтобы он не превратился во “врага”. Для этого:

    • выполнять упражнения для сохранения зрения и укрепления осанки;
    • не сиди за компьютером более 1 часа в день;
    • больше бывай на свежем воздухе и общайся с друзьями.

    Основные нормативные акты по безопасной работе на компьютере.

    1. На основании Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ разработаны и с 30 июня 2003 г. введены в действие обязательные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы"
    2. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 содержат санитарно-гигиенические требования к ПЭВМ вообще и к дисплеям в частности, требования к помещениям, где эксплуатируются ПЭВМ, к микроклимату, акустическим шумам и вибрациям, освещению, организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ как для взрослых пользователей, так и для детей.
    3. На сегодняшний день это основной нормативный документ по безопасной работе на компьютере. Он введен в действие взамен СанПиН 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", которые действовали с 01.01.1997.
    4. Приказ Министерства образования РФ и Министерства здравоохранения РФ о совершенствовании системы обеспечения детей в образовательных учреждениях (1992 г.)
    5. Устав МОУ “Поспелихинская средняя общеобразовательная школа №2”.

    Литература

    1. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. Москва. Вако. 2007.
    2. Компьютер для детей. Энциклопедия. –М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2001.– 304 с.
    3. По материалам http://baby.com.ua, http://medicinform.net/comp/comp_vis4.htm, http://comp-doctor.ru/law/law.php
    4. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя школы. – М.: АРКТИ, 2003.
    5. Старостин В.В. Компьютер как дважды два. – СПб., 2006.

    Компьютер - заветная мечта каждого современного ребенка . Да и многие родители считают компьютер неотъемлемой составляющей достойного качества жизни, потому и покупают его своему ребенку или дают деньги на компьютерные клубы.

    Одним словом, компьютеры прочно вошли в нашу жизнь. Безусловно, это - прорыв человеческой мысли. Технический прогресс остановить невозможно, и, хотим мы того или нет, компьютерная грамотность становится составляющей общей грамотности, свидетельством образованности, даже цивилизованности. Трудно представить себе человека, претендующего на хорошую должность и при этом не владеющего компьютером.

    Но насколько это безопасно для здоровья и психики человека? Вопрос "на засыпку" - чем занимаются ваши дети в свободное от уроков время? Только не говорите, что на улице гуляют. Как ни посмотришь в окно - никого! Но стоит нам заглянуть в какой-нибудь салон компьютерных игр, а они у нас сейчас как грибы растут и почти все работают КРУГЛОСУТОЧНО, - и сразу станет ясно, где все наши дети! Повальное увлечение подростков компьютерными играми - веяние нашего времени.

    Сегодня с экранов телевизоров, со страниц газет нас предостерегают от таких проблем, как наркомания, курение, алкоголизм. Но в то же время очень мало кто из людей (в основном только специалисты в области психиатрии) начинают осознавать и изучать другую форму зависимости, не менее затягивающую и не менее страшную, чем наркотики, - зависимость человека от компьютерных технологий.

    Компьютерная зависимость

    Компьютерная зависимость, Интернет-аддикция, игромания - как часто в последнее время мы слышим эти непонятные термины. Когда говорят о компьютерной или Интернет-зависимости, имеется в виду, что люди предпочитают жизнь в компьютерных играх и Интернете реальной жизни, проводя в виртуальной реальности до 18 часов в день.

    По данным различных исследований, Интернет-зависимыми сегодня являются около 10% пользователей во всем мире. Российские психиатры считают, что в нашей стране таковых 4-6%.

    Основными критериями, определяющими данное заболевание, можно считать следующие:

    • нежелание отвлечься от работы или игры с компьютером;
    • раздражение при вынужденном отвлечении;
    • неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
    • расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера;
    • забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
    • пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
    • злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;
    • готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
    • ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;
    • обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

    Удивительным является тот факт, что зависимость от компьютеров проявляется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра. В среднем для субъекта требуется не более полугода-года для того, чтобы стать действительным компьютерным аддиктом.

    Группы риска

    Психологи выявляют компьютерную зависимость и у шестилетних детей, однако наиболее подвержены ей подростки в возрасте 12-15 лет . Если в середине - конце 90-х в числе наиболее частых занятий подростки называли слушание музыки и просмотр телепередач, то теперь увлечение компьютером потеснило прежние увлечения. Около 70% современных школьников , отвечая на вопрос о своих интересах, увлечениях и хобби, упоминают компьютер практически наравне с занятиями спортом, прогулками и общением с друзьями. Сегодняшние подростки живут в мире мультимедиа. Это уже скорее не тинейджеры, а "скринейджеры" (от screen - экран).

    Основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей психологи считают недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми . Ребенок находит в компьютере понимающего собеседника и друга. На первых порах компьютер компенсирует общение с родителями, а потом родители становятся неважны. Чаще всего предрасположены к компьютерной зависимости и игромании дети, чьи родители работают за границей или часто уезжают в командировки, а также дети преуспевающих бизнесменов.

    По мнению специалистов, во "взрослую группу риска" входят холостяки и безработные . При этом необходимо отметить, что женская половина человечества значительно в меньшей степени подвержена компьютерной зависимости. Возможно, это связано с несколькими факторами:

    1. Большинство компьютерных игр создано мужчинами, и при их создании учитываются прежде всего потребности и психология мужчин.
    2. В обществе имеется ограничивающее убеждение, что любые игры, спорт - средства досуга исключительно для мужчин.
    3. Компьютерные игры требуют пространственных навыков, которые изначально более развиты у мужчин. Поэтому мужчины быстрее и чаще получают вознаграждение от игры в виде победы, набора очков, что стимулирует их к продолжению игры, увеличивая в большей степени риск зависимости.
    4. Проблемы мужчин имеют более выраженную способность компенсироваться компьютерной зависимостью.

    Однако справиться с этой проблемой взрослому гораздо легче, чем подростку . Как правило, бывает достаточно критического замечания значимого человека. Например, вопроса друга: "Что это ты, как маленький, в игрушки играешь"?.

    Игромания

    Наиболее сильно человек подвержен зависимости от компьютерных игр, поскольку события в этих играх не повторяются и происходят достаточно динамически, а сам процесс игры непрерывен.

    Так что же привлекает ребенка в компьютерных играх? Основной механизм, запускающий формирование зависимого поведения в ходе игрового процесса или Интернет-контакта, - это возможность ухода от реальности в мифический, искусственный мир виртуального "Я", где тебе доступно все. Там нет проблем и сложных жизненных ситуаций, нет потерь, нет смерти . Там можно быть кем угодно - суперменом, азартным игроком или киллером. Там не надо ограничивать себя , наружу могут быть выпущены любые желания, в том числе деструктивные, асоциальные: в ответ на раздражение можно просто убить, а чтобы ожить самому после очередной "смерти", достаточно лишь перезагрузить игру.

    Подростки настолько вживаются в реалистичную компьютерную игру, что им "там" становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни. Там поставлены вполне конкретные задачи, невыполнение которых не приведет к каким-либо потерям, к плохим оценкам, к недовольству родителей. Сделанная ошибка может быть исправлена путем многоразового повторного прохождения того или иного момента игры.

    Поговорим о самих играх. Увлечение вашего ребенка компьютерными играми - это плохо или хорошо? Смотря какими и смотря сколько времени ребенок проводит за компьютером. Игры бывают разными.

    Например, в операционную систему Windows входит стандартный набор игр - как правило, пасьянсы. Они могут быть хороши для отдыха и переключения, если приходится долго работать за компьютером, тренируют мышление, внимание.

    Из этой же серии игры-головоломки , игры на быстроту реакции, например, компьютерный настольный теннис.

    Стратегические игры предполагают, что игрок управляет целым компьютерным миром - строит дома, завоевывает территории, добывает, например, нефть, золото.

    Есть разновидность компьютерных игр, называемых "Квест". Суть в том, что герой попадает в какую-то сложную, запутанную ситуацию или получает какое-то задание, ему предстоит приключение. Задача играющего - разгадывать тайны, головоломки, сопутствующие приключению.

    Такие игры могут быть хороши тем, что развивают пространственное мышление, память, как правило, они не содержат сцен насилия. В их основе могут лежать реальные исторические события - например, расцвет и падение римской империи, великие войны. Так что при грамотном подходе они могут пробудить интерес к истории, дают возможность почувствовать себя участником событий, происходящих давным-давно. Отрицательным моментом таких игр можно назвать возникающую иллюзию всевластия и опасность ухода от реальности в виртуальный мир.

    Хуже дело обстоит с различными "стрелялками".

    Вид на экране чаще всего соответствует виду из собственных глаз, то есть играющий не просто видит героя, а сам превращается в него. При этом его задача - уничтожить как можно больше врагов. В таких играх сцены насилия действительно могут оказаться разрушительными для детской психики, провоцируя детей на агрессивное поведение в реальной жизни. При современном уровне графики кровь на экране после выстрела героя может показаться вполне реальной.

    Проблемы со здоровьем "компьютерного" происхождения

    Оставив в стороне всевозможные психические расстройства, определим, на какие проблемы нашего физического здоровья мы можем напороться, просто сидя за компьютером. Я, конечно, не врач, но некоторое представление об этом имею. Я также попытаюсь дать рекомендации по уменьшению вредного влияния компьютера на наш организм.

    Зрение

    Наши глаза имеют небольшую выпуклую линзу - хрусталик. Он проецирует изображение на сетчатку, как фотоаппарат на пленку. Когда предмет находится близко, мышцы зрачка сокращаются, чтобы уменьшить фокус хрусталика, который становится все более выпуклым. Долго находясь в таком состоянии, мышцы просто не могут вернуться к исходному положению и расслабиться. Это называется спазм. Отсюда возникает близорукость, т.е невозможность четко видеть предметы на далеком расстоянии. Кроме этого, когда человек долго на что-то увлеченно смотрит, он "забывает" моргать. Роговица глаза не смачивается слезой и подсыхает. Это хорошо заметно в играх, особенно в 3D-стрелялках, где степень погружения в виртуальную реальность наиболее высока. Глаза краснеют, а потом слезятся. Это неприятно и вредно для здоровья. Специалисты советуют делать перерывы и гимнастику для глаз, но разве вы видели геймеров, которые бы этим занимались.

    Электромагнитное излучение

    Что это такое, известно всем. Электромагнитные волны различают по частоте. В ряду по возрастающей они идут так. Радиоволны, инфракрасное излучение, видимый диапазон, ультрафиолетовое излучение, рентген, гамма-кванты. Закон здесь простой. Выше частота - выше опасность, хотя имеются некоторые специфические отклонения от этого закона. Сейчас у многих мониторы на ЭЛТ (электронно-лучевая трубка). Проблема заключается в том, что при работе монитора на ЭЛТ возникает рентгеновское излучение. Небольшое, но... Что делают кванты (порции) этого излучения? Просто насквозь "прошивают" наше тело (у них очень высокая проницаемость). А в результате - меняется химический состав наших клеток.

    "Счастливым" обладателям TFT-монитора тоже не советуем расслабляться. Электромагнитное излучение от системного блока, монитора, принтера (особенно лазерного), клавиатуры и мыши, конечно, имеет меньшую частоту, но все равно опасно. Его влияние еще даже до конца не изучено... Уберечь себя от электромагнитного излучения нельзя, но можно уменьшить его влияние. Держите подальше от себя все его источники. Например, никогда не держите на коленях ноутбук (хотя его и называют LapTop), отодвиньте монитор, системный блок и принтер подальше. Здесь можно также сказать, что все другие электрические приборы тоже являются источниками ЭМИ. Особенно это относится к телевизорам, сотовым и радиотелефонам, холодильникам и стиральным машинам.

    Ограниченная подвижность

    Человек, сидя за компьютером, почти не двигается. Руки находятся над клавиатурой и мышью в неестественном положении. Потом из-за этого бывают боли в кистях и искривление пальцев, особенно двух, нажимающих на клавиши мыши. Совместите обе ладони и посмотрите, насколько они отличаются... Но это мелочи. Все из-за той же ограниченной подвижности сердце работает медленно и качает мало крови (почти все идет в мозг), постепенно оно слабеет и его объем уменьшается (сердце - это мышца, и для него эти понятия равнозначны). Кроме того, сосуды ног, рук и других частей тела зажимаются, поэтому кровь в них застаивается. Отсюда огромное множество проблем. Начиная с банальной недостаточности кислорода в клетках и заканчивая такими болезнями, как варикоз, геморрой, гипертония и др. Здесь очень хорошо помогает утренняя пробежка и зарядка. Когда человек бегает или интенсивно двигается, его сердце работает быстрее, сосуды и капилляры лучше снабжаются кровью, которая начинает активно циркулировать по телу, снабжаясь кислородом и питательными веществами. Это чрезвычайно полезно для организма.

    Что еще

    Тут можно говорить бесконечно. Например, компьютерная музыка. Что это такое? Звук есть волна, только волна воздуха, а не поля. Последовательность сжатий и разряжений формируют определенную частоту. Как загнать это в компьютер? Очень просто. Берем, принимаем какое-либо значение интенсивности за 0 и отсчитываем сжатия и разряжения от этого значения с помощью цифр, следующих с определенной частотой. Нам говорят, что CD - это качество. Да, это лучше, чем пластинка и магнитофон, но никогда не сравнится с реальным звуком. Можно приближаться к этому абсолютному уровню путем увеличения частоты оцифровки, разрядности звука, покупки дорогой акустики, но никогда его не достигнуть. Новое чудо в области мультимедиа - mp3. Разработчики убрали из него звуки, которые человек не слышит, и сжали в несколько раз. Человек не слышит, но слышит его подсознание (как с 25-м кадром). Что оно там услышит, одному богу известно.

    Еще стоит сказать о звуках в играх. Например, half-life. Противник стреляет справа - звук из правой колонки. Просто чудо...

    Конечно, не все так страшно. Часто наши болезни не имеют ничего общего с компьютером. Во многом виноваты вредные привычки, плохая вода, воздух, пища, стрессы, наследственность. Но компьютер увеличивает риск.

    Проблема компьютерной зависимости новая и пока мало изученная. Родители обычно не обращают внимания на поглощенность ребенка компьютером, если в его поведении не возникают других ярко выраженных отклонений, таких как воровство денег, прогулы школы, бродяжничество. Но нельзя недооценивать даже потенциальную опасность!

    В вашем доме есть ПК? Не пугайтесь, это не "адская машина" - следуя некоторым рекомендациям психологов, вы вполне можете контролировать процесс общения вашего ребенка с компьютером. Итак, что же вам следует делать?

    1. Показывайте личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.
    2. Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три - в выходной. Обязательно с перерывами.
    3. Предложите другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.).
    4. Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т.д.).
    5. Обращайте внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
    6. Обсуждайте игры вместе с ребенком. Отдавайте предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
    7. В случаях, если вы самостоятельно не можете справиться с проблемой, обращайтесь к психологам, в специализированные центры.

    А главное: любите своего ребенка, не отдаляйтесь от него, живите не РЯДОМ с ребенком, а ВМЕСТЕ!

    Сейчас, практически у всех дома есть компьютер. Если им пользуются родители, значит, рано или поздно настанет момент, когда с этим чудом техники захотят познакомятся и дети, даже если сейчас они – всего лишь младенцы в пеленках. Когда же знакомить ребенка с компьютером? А, может запретить ему даже приближаться к нему, до определенного времени? Или наоборот, подтолкнуть к более близкому знакомству?

    Мнение родителей
    Опасения взрослых о вреде компьютера для здоровья малыша, не всегда может быть реальной угрозой. И наоборот, то, о чем взрослые даже не задумываются, действительно может нанести вред ребенку.

    Например, некоторые родители до сих пор разделяют мнение, что компьютерный монитор – источник радиации. Что касается современной техники, то об этих опасениях можно забыть – это скорее миф. Зато реальная угроза – электромагнитное излучение. Источником такого излучения могут быть любые электрические приборы. Для избежания возможных рисков, монитор необходимо ставить задней стенкой к стене комнаты. Также не стоит наклоняться над монитором.

    Еще одна реальная неприятность – электростатическое поле, притягивающее большое количество пыли. Поэтому в помещении с компьютером, необходимо регулярно проводить влажную уборку.

    Мнение педагогов
    Дети могут многому научиться у компьютера при одном условии – его правильном использовании. Не оставляйте ребенка один на один с компьютером. Ребенок справится, но получит ли пользу от контакта с техникой? Вряд ли.

    Существуют многие специальные и программы, которые могут быть очень полезными для ребенка. При выборе игры для своего малыша, не ведитесь на одну красочную обложку. Прежде всего, программный продукт должен соответствовать возрасту ребенка.

    Как правило, игры и программы поделены на возрастные категории: от 3 до 5 лет, от 5 до 7, от 7 до 12. Для ребенка могут быть одинаково полезными как учебные, так и развлекательные программы.

    Занятия, проводимые за компьютером, помогают развивать способность к классификации и обобщению. Если проводить обучение без компьютера, их развитие начнется только с 6-7 лет. Правильно подобранные занятия на компьютере развивают у ребенка внимание и память, совершенствуют и тренируют новые навыки, улучшают координацию движений и мышления.

    Мнение врачей
    Нахождение за компьютером оказывает отрицательное влияние на зрение ребенка. Даже в достаточно юном возрасте может появится так называемый „компьютерный зрительный синдром“, похожий на воспаление: глаза начинают краснеть, в глазах появляется ощущение „песка“.

    Если у ребенка, после того, как он посидел перед монитором, появляются такие жалобы, лучше проконсультироваться с врачом. Кроме того, у детей, склонных к близорукости может ухудшиться зрение.

    Еще одна важная проблема – недостаток в движении. Ребенку необходимо много двигаться – это нужно для нормального формирования скелета. Если ребенок с самого детства много времени проводит неподвижно (или в неудобной позе), начинаются проблемы с позвоночником. Утомляемость, головная боль – одни их немногих последствий продолжительного сидения за компьютером.

    Мнение психологов
    Обязательно наблюдайте за тем, что ребенок делает, сидя за компьютером. Техника должна восприниматься не более чем помощник. Главным источником информации для малыша должны оставаться его родители, а не компьютер. Это средство должно лишь помочь закрепить полученные навыки и знания.

    Очень важно, чтобы игры и программы, по которым занимается или играет ребенок, соответствовали его возрасту. Агрессивность и жестокость в игре могут оказать негативное влияние на детскую психику. Если, после занятий за компьютером, у ребенка плохой сон, он плачет, у него появляются страхи – необходимо сделать перерыв в работе с компьютером и выяснить причину беспокойства.

    Правильный подход
    Для избежания причинения вреда здоровью, следует позаботиться о том, как Ваш ребенок будет сидеть за компьютером и как много времени займет его пребывание перед монитором. Оптимальный размер монитора для ребенка до 6-ти лет – 15 дюймов, для школьников – 17 дюймов. Безопасное расстояние от глаз до монитора – 50-70 см.

    Будет лучше, если монитор компьютера будет расположен ниже уровня глаз. Хорошо, если будет натуральное освещение, свет должен падать слева, при искусственном освещении следите за тем, чтобы свет лампы не попадал на монитор.

    Для детей ростом 90-100 см высота поверхности стола должна составлять 42 см, высота поверхности стула – 24 см. При росте 101-115 см эти показатели должны быть соответственно 46 см и 26 см. Если рост ребенка от 116 до 130 см, оптимальная высота поверхности стола будет составлять 52 см, стула – 30 см.

    Детям в возрасте 3-4 лет рекомендуется находиться за компьютером не более 30 минут в день, при этом обязательно делать перерыв на 10-15 минут. Некоторые специалисты рекомендуют разрешать ребенку находиться перед монитором по 15 минут через день. Однако такой режим не совсем удобен для усвоения новой информации. Существуют и такие рекомендации: в 6-7 летнем возрасте дети могут находиться за компьютером без перерыва до 10 минут, ученики 2-3 классов – 15 минут, 4-6 классов – 20 минут, 8-9 классов – 25 минут, 10 — 11 классов – 30 минут.

    А как же контроль?
    Понятно, что без компьютера будущее невозможно. Изолировать ребенка от компьютера – означает лишить его возможности во взрослой жизни полноценно влиться в общество. Но также очень важно контролировать, как ребенок использует компьютер. Для этого разработаны специальные программы, которые позволяют ограничивать время, проводимое детьми перед компьютером, а также контролировать их „перемещение“ в сети Интернет.

    Загрузка...